Советы педагога-психолога

Кризис трёх лет

Кризисы развития - это неизбежные этапы взросления, перестройки организма, которые сопровождаются изменениями психических и физических процессов. Это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

Смысл любого возрастного кризиса прост и понятен; НЕ ХОЧУ по-старому, но ещё НЕ МОГУ по-новому. Это общая черта всех без исключения возрастных кризисов, происходящих в период развития ребёнка.

Кризис трёх лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов».

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

  1. Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др. В сложных ситуациях, прирезком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» — «Нет, горячее», «Иди домой» — «Не пойду» и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы): - социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; - отношением к аффекту.

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

  1. Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал — не встану, значит, не встану!» Зачастую родители, встав на позицию «кто — кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Л. С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания: - мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство);

- отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).

3. Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л. С. Выготский (2000) заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.

4. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!», проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5. Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.

6. Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше,  обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

7. Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского (2000, с. 987), ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

Главная задача родителей – помочь ребенку мягко (насколько это возможно) пройти этот возрастной этап.

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

Кризис трех лет — это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности — ребенка и окружающих людей» (там же, с. 989). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (ЭлъконинД. Б., 1995). Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

 

БОРЬБА С ИСТЕРИКАМИ:

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.

В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.

В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Рекомендации психолога для родителей трехлеток

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите«Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь«Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

3. Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом«И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

свернуть

ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ

«Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка».

 

   Кто о чем, а мы о любви, о любви к детям. Почему то многие родители считают, что воспитывать детей в семье нужно одинаково, забывая о том, что мы все разные. Нет одинаковых детей, они индивидуальны, как и мы - взрослые! Поэтому и подход к ним должен быть сугубо индивидуальным. У детей разные характеры, и любовь они понимают по разному. С каждым вам придется говорить на его родном языке. Самое главное – каждый ребенок должен чувствовать, что он любим родителями! Только в этом случае он будет чувствовать себя счастливым. Если он не будет чувствовать любви родителей, то и не будет чувствовать себя счастливым. А это очень важно для его развития, становления полноценной личностью. В стремлении удовлетворить потребности ребенка в еде и одежде, забывается самая главная потребность – эмоциональная. Чтобы удовлетворить эмоциональную потребность ребенка важно осознавать, что не каждому человеку понятен один и тот же «язык любви». То, благодаря чему один человек почувствует нашу любовь к нему, не обязательно даст другому ребенку такое же ощущение. Ваш ребенок может не чувствовать вашу любовь к нему, если вы проявляете или выражаете ее не на таком «языке», который ему понятен. Я снова беру опыт моих любимых психологов Гэри Чемпена и Росс Кэмпбелла. Когда я прочитала книгу этих авторов «Пять путей к сердцу ребенка», я вникала и рассуждала по этому поводу. Затем безоговорочно приняла. Как же изменились в лучшую сторону мои взаимоотношения с детьми! У меня трое детей – две дочки и сын. Сейчас они выросли, но я продолжаю уделять больше внимания тому «языку любви», который близок каждому из них. Эти авторы, исходя из своей многолетней практики поняли, что существуют пять основных «языков любви». И каждый человек понимает один из них лучше, чем остальные четыре. Задача родителей – узнать главный для своего ребенка «язык любви» и в повышенных количествах выражать свою любовь именно на этом «языке». Это не означает, что другие «языки» не важны. Потребность ребенка во всех пяти «языках любви», но в одном из них – повышенная потребность. А вернее, если его не выражать больше, то ребенок не будет чувствовать себя любимым.

 

 А сейчас поговорим о самих «языках любви».

 

 1. Прикосновение. С первых дней жизни ребенок чувствует себя любимым благодаря прикосновениям. Любовь проявляется в крепких объятиях, поцелуях. Даже если просто держать своего ребенка за руку, похлопывать по спине или шутя бороться с ним на полу – это выражение любви!

 

 2. Слова одобрения. «Я люблю тебя», «Молодец… », «Спасибо… » Такие слова поднимают у ребенка чувство уверенности, самоуважения, ободряют и в дальнейшем поступать правильно. Грубые и резкие, несправедливые слова, даже если сказаны во гневе, постепенно воспитывают в ребенке самоуничтожение и даже ненависть к себе и окружающим.

 

 3. Время, проведенное вместе. Очень важно регулярно находить свободное от дел время, чтобы полностью уделять его ребенку: почитать книгу, поиграть в какую – нибудь игру, погулять, поговорить…

 

 4. Подарки. Они могут быть очень простыми, как камень, найденный на прогулке… Любая вещь, игрушка, цветочек, скажет о любви вашему ребенку. Причем, настоящий подарок никогда не преподносится за какие – то заслуги. Ведь любовь не требует ничего взамен.

 

 5. Забота. Речь идет о помощи и заботе, которую любой ребенок с радостью примет. Приготовление любимого блюда, покупка вещей, купание… И если ребенок чего – то не замечает, вырастет- оценит!

 

 Будьте внимательны, чтобы заметить, какой способ общения больше всего нужен ребенку сейчас. Это очень просто. Если ребенок подходит и обнимает вас, то, возможно, он хочет, чтобы его обняли, приласкали. Когда просит поиграть с ним – ему нужно безраздельное внимание. Спрашивает Вашего мнения - значит хочет получить поддержку и одобрение. Если счастлив, когда кто – то из друзей или родственников дарит ему подарки - именно это наиболее желанный для него «язык любви».

  Можно сразу проверить на себе. Задайте себе вопрос : «Чего мне не хватало в отношениях с родителями? » Ваш «язык любви» сразу даст о себе знать – то, чего не хватало, и есть ваш «язык любви».

      Научиться проявлять свою любовь так, чтобы это было понятно ребенку, то есть выучить его «родной язык», - не значит застраховаться от конфликтов. Но чтобы между вами ни происходило, ребенок всегда будет знать : вы его любите, заботитесь о его благе, и ему нечего бояться. Он уверен в себе и себя уважает. Еще раз повторюсь, что отношения нужно строить на любви. Это самые крепкие и надежные отношения.

    Можно снова вернуться в свое детство. Какие уроки вы любили больше других? И снова – это зависело от взаимоотношения с учителем. Ребенка нужно любить, иначе от него ничего не добьетесь. Нам нужно помнить об этом. Если потребность ребенка в любви не удовлетворена, он никогда полностью не реализует свои способности. Однако бывает и так: родители искренне любят малыша, а он несчастен, потому что их любви не чувствует. Научитесь выражать свою любовь так, чтобы ребенок это почувствовал, тогда он поймет, что дорог вам.

     Именно на этой уверенности, что тебя любят, малыш черпает силы, чтобы противостоять трудностям, с которыми сталкивается. Ребенок сумеет реализовать все свои способности, только если взрослые регулярно наполняют этой уверенностью сердце малыша. И достигнуть этого можно выражая свою любовь на «языке любви» вашего ребенка. Это поможет ребенку нормально расти и развиваться. Важно нам взрослым не выставлять условия, ничего не требовать взамен. Безусловная любовь – наша путеводная звезда. Она поможет нам верно оценивать к чему привели наши воспитательные усилия, подскажет в каком направлении следует двигаться.

     Следует знать, что если ребенку еще нет пяти лет, не пытайтесь определить какой «язык любви» у вашего ребенка. Он слишком мал. Он нуждается во всех проявлениях любви : ласкайте его, подбадривайте, проводите больше времени вместе, заботьтесь, дарите подарки… И ваши взаимоотношения будет меняться в лучшую сторону.

свернуть

Особенности мышления, восприятия и внимания дошкольников

Особенности мышления, восприятия и внимания дошкольников.

 

 1. Восприятие.

     Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

 

2. Внимание.

      Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

 

3. Память.

      Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.

     Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

 

 4. Воображение.

     Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму.

 

 5. Мышление.

    По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

    Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

 

 6. Речь.

     Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза я не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.). У старших дошкольников уже не встречается случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.

 

 7. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.

     В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».

 

Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование всяческих сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками.

      К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка.

      В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей - маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.

       В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

    В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

      С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

      Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.

свернуть

«КРИЗИС 7 ЛЕТ»

Кризис семи лет.

 

    Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

     В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..»), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

      Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

 

Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну супер-конструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками.

     Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

       И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

      Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, "революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

      Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

    Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит «вертлявой» походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

     До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой "захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри”. Его поведение понятно и легко "читается” окружающими.

 

Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает» из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

 

 

 

 

 

свернуть

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

 (6 – 7 лет).

 

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

 

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

 

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

 

Память.К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

 

Развитие мышления.К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

 

Развитие воображения.К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

 

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

 

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

 

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

 

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

 

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

 

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

 

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

 

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

 

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

 

 

 

 

 

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

 

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

 

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

 

Мотивационная готовность к школехарактеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

 

Социально-личностная готовностьхарактеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

 

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

 

Интеллектуальная готовность к школьному обучениюявляется важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

 

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

 

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

 

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

 

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

 

Общая эрудиция.

 

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

 

Математические знания.

 

Ребенок должен знать:

 

цифры и знаки «+» и «-»;

 

смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

 

количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

 

знать простейшие геометрические фигуры.

 

Ребенок должен уметь:

 

читать числа до 20;

 

считать до 20 (прямой и обратный счет);

 

решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

 

ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

 

решать примеры в пределах 10 (или 20);

 

пользоваться часами без секундной стрелки.

 

 

 

Требования к уровню устной грамотности.

 

Ребенок должен знать:

 

алфавит;

 

средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

 

ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 

Ребенок должен уметь:

 

проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

 

различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

 

выделять ударение в словах;

 

устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

 

обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

 

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

 

ясное произношение всех звуков родного языка;

 

умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

 

использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

 

должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

 

должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

 

ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

 

уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

 

Требования к уровню грамматических навыков:

 

развитие мелкой моторики пальцев рук;

 

умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

 

умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

 

Требования к уровню развития мышления и воображения:

 

умение выполнять действие классификация;

 

умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

 

умение строить простейшие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Психологическая готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям

«Психологическая готовность ребёнка к школе»

 

Уважаемые мамы и папы!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться по специальной коррекционной программе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.
• Цифры от 0 до 20.

• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=». Решение простых арифметических задач.

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление. Логическое мышление

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Для тренировки рук ребёнка существуют следующие игры и упражнения:

  • Рисуем по клеточкам
  • Штриховка
  • Скопируй узор
  • Дорисуй вторую половину
  • Бусы
  • Упражнения с пинцетом
  • Упражнения с прищепками
  • Дорожки
  • Выкладывание по контуру
  • Картина из бусин
  • Ажурный рисунок
  • Покорми птичку
  • Чудесный мешочек
  • Сильные ладошки

В первый класс: с шести или семи лет?

В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям дошкольника:

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Рекомендации родителям будущего первоклассника:

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

свернуть

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Психическое здоровье ребёнка – это результат правильного психического развития ребёнка, понимания его физического и социального мира.

Психическое здоровье не является просто отсутствием психического расстройства. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психическое здоровье и психические расстройства определяются многочисленными и взаимодействующими социальными, психологическими и биологическими факторами, как и здоровье, и болезнь в целом.

Родители должны знать, как развивается психическое здоровье ребёнка. В формировании психического здоровья в младенческом и детском возрасте важную роль играет эмоциональное развитие. В дошкольном возрасте такую роль играет понимание разницы между своим собственным Я и Другим. В школьном возрасте – самооценка, которая способствует социализации ребёнка.

Родители должны понимать, что качество их эмоционального взаимодействия с ребёнком, их стиль воспитания определяют его дальнейшее психическое развитие.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА

● Первое: качество эмоциональных связей ребёнка с матерью или близкими взрослыми определяет характер его психического развития, что, в конечном счёте, определяет уровень психического здоровья.

● Второе: в младенчестве и раннем детском возрасте поведение матери или близкого взрослого обеспечивает развитие привязанности, определяющей качество дальнейшей жизни ребёнка: умение понимать, дружить, любить, испытывать чувства материнства и отцовства.

● Третье: в процессе развития у ребёнка формируется самооценка и отношение к себе. Три фактора определяют потребность ребёнка в самосовершенствовании: качество детских привязанностей, характер домашней среды и стиль родительского воспитания.

● Четвёртое: ребёнок должен знать, что у него особенное имя, лицо, тело, что у него есть семья, что он ценен сам по себе и имеет право быть счастливым и любимым.

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются полезные ссылки...                                                                                                                                  И помните: "Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым".

1. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02n.shtml

2. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03028.shtml

3. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03029.shtml

4. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0085.shtml

5. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml

6. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02e.shtml

7. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02f.shtml

8. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0084.shtml

9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02r.shtml

10. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02c.shtml

11. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02h.shtml

12. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02l.shtml

13. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02o.shtml

14. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03026.shtml

16 "Если", влияющих на мировоззрение ребенка

  • Если ребёнка постоянно критиковать, он учится осуждать.
  • Если ребёнок растёт во враждебности, он учится агрессивности.
  • Если ребёнок растёт в страхе, он учится  всего бояться.
  • Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть себя.
  • Если ребёнка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.
  • Если ребёнок растёт среди насмешек, он становится застенчивым.
  • Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится всегда быть виноватым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  • Если ребёнок растёт в признании, он учится ставить цели и достигать их.
  • Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.
  • Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир –  это прекрасное место.
свернуть

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях